ООО НПО «Диапазон» совместно с КП МТС «Сельхозтехника» уже 5 лет занимаются разработкой, а с января 2007 года серийно производят и реализуют средства «прямого учета» расхода топлива для двигателей автотракторных средств. Основной продукцией является механическая версия серии IVA – устройство внутрихозяйственного учета дизельного топлива IVA-MM. О некоторых конструктивных особенностях этого устройства сегодня мы поговорим подробнее.

Прежде всего надо сказать, что традиционная схема питания дизеля переоборудуется на тупиковую (двухконтурную).

Устройство IVA-MM сертифицировано согласно ТУ У29.3 – 34100859 – 001: 2009 и поставляется в хозяйство с комплектом по переоборудованию, куда входят все необходимые переходники, клапана, топливные болты и заглушки под пломбу, топливные шайбы, дополнительный фильтр GB, пломбы и пломбировочный канат.

Что позволяет установить устройство на двигатель в полевых условиях в течение 30-45 минут. Комплект универсален и имеет все необходимое для монтажа на любой дизель отечественного производства от Д-16 до Д-160, включая семейство МАЗ и КамАЗ. О монтаже устройства IVAMM на «иностранные» дизеля типа Deutz, VOLVO, MAN, John Deere и прочие это отдельная тема, но устройство IVA-MM – успешно на них работает!

Рассмотрим более подробно тупиковую (двухконтурную) схему питания дизеля и значение каждого из устройств, позволяющих обеспечить надежную и точную работу устройства IVA-MM.

Сердцем устройства является счетчик топлива (3.3) VZO-4 или VZO-8 производства Швейцарии, фирма Aquametro или как вариант НZ-5 производства Германии, фирма Braun. И тот, и другой счетчики изначально предназначены производителями для учета печного топлива в жидкостных котлах бытового отопления и имеют ряд недостатков, о которых фирмы-изготовители предупреждают в паспорте на счетчик:

  1. Избегать гидроударов в топливной системе.
  2. Не применять при наличии вибрационных нагрузок.

Есть третий и четвертый недостаток: при гидроударе погрешность устройств возрастает до 3%, а при наличии гидроудара и вибрации счетный механизм выходит из строя в течение гарантийного срока.

Чтобы избежать влияния такого рода недостатков на работоспособность устройства, инженерами НПО «Диапазон» применен «Компенсатор гидравлических ударов» (гидрокомпенсатор). Очень условно его можно сравнить с автомобильным глушителем, только полости «глушителя» наполнены шариками из специальной резины, способной поглощать излишнюю энергию при возрастании давления и отдавать ее (энергию) при падении давления в системе питания дизеля.

Таким образом, нам удалось достичь ламинарного (равномерного, без гидроудара и толчков) движения топлива через счетчик. Кроме этого, гидрокомпенсатор стабилизирует давление в головке топливного насоса высокого давления (ТНВД), что улучшает равномерность наполнения топливом плунжерных пар.

Претерпевает модернизацию и сам счетчик, для защиты от влияния вибрации специалисты НПО «Диапазон» меняют способ крепления счетного механизма и окрашивают корпус счетчика в красный цвет (защищен от вибрации).

Особое внимание следует уделить дополнительному фильтру GB. Это заказное изделие в пластмассовом корпусе серийного фильтра GB, применяемого в топливных системах автомобильных двигателей, но плотность фильтрующей бумаги соответствует ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ! Предназначен он для контрольной очистки топлива после штатного фильтра тонкой очистки и его функция задержать грязь в том случае, если фильтр неисправен или установлен неправильно. Рекомендуем установку такого фильтра и на дизеля без счетчиков, это надежно защитит ваши топливные насосы от грязи, продлит срок службы ТНВД и форсунок! На сегодняшний день это лучшее защитное устройство по соотношению цена-качество, стоит всего 45 грн., наработка 5-10 т топлива при условии отсутствия основного фильтра.

Задачей клапанажиклера является предотвращение слива топлива с ТНВД при остановке дизеля, что позволяет сохранить остаточное давление в «Контуре ТНВД» (II) в размере 1,52,0 кг/см2 и облегчить пуск дизеля.

Клапан-жиклер регулируемый и открывается при минимальном давлении 0,1 кг/см3.

Перепускной клапан, тарирован на рабочее давление в пределах 1,52,0 кг/см2 и поддерживает указанное давления в фильтре тонкой очистки, в счетчике с гидрокомпенсатором, в головке ТНВД и топливопроводах, а также в шланге обратного слива с форсунок.

Перепускной клапан может быть установлен как на выходе с подкачивающего насоса (помпы), так и на входе в фильтр тонкой очистки в зависимости от модели дизеля.

Шланг обратного слива с форсунок заводится в отверстие головки ТНВД, где ранее стоял обратный клапан. Но, внимание! — крепится обыкновенным топливным болтом, для свободного слива топлива с форсунок в П-образную камеру ТНВД.

Многие фирмы – продавцы счетчиков учета топлива предлагают пренебрегать топливом, сливаемым в бак с обратки слива форсунок, но в таком случае топливо, уже посчитанное, вернется в бак.

А наши исследования показали, что на холостом ходу двигателя Д-240, в зависимости от состояния форсунок, в обратку сливается за час от 30 до 90 грамм топлива, что составляет 1-3% от топлива потребленного двигателем.

Особое внимание следует обратить на схемы пломбировки контура топливного насоса высокого давления (II). В комплекте поставки вы получаете пломбировочный канатик и 10 фирменных номерных пломб типа «Скорпион», с помощью которых вы сможете качественно опломбировать ТНВД, все заглушки для прокачивания и обратку слива топлива с форсунок, включая топливные болты форсунок, что позволит предотвратить прокачивание и слив топлива через устройство IVA-MM или продувку системы воздухом.

Кроме этого, с помощью представителей фирмы Aquametro, специалисты НПО «Диапазон» освоили ремонт счетчиков VZO-4, что позволяет нам сегодня производить ремонты с контролем погрешности на сертифицированном оборудовании.

Вся информация, изложенная в этой статье, предназначена для инженеров предприятий, устанавливающих и эксплуатирующих устройства IVA-MM, и является запатентованным продуктом на территории России, Украины и Европейского союза, что подтверждается авторскими свидетельствами, выставленными на сайте www.diapazon.lg.ua. Всякого рода копирование запрещено, согласно законодательству этих стран.

Все вопросы, возникшие у вас при монтаже и эксплуатации, вы можете задать в телефонном режиме, обратившись в сервисную службу НПО «Диапазон» или другим удобным способом, связавшись с нашими специалистами.


«Прямой учет» расход топлива на дизельных двигателях

Translate »